Андский пакт (Андское сообщество)
Андское сообщество - история создания Андское сообщество (группа, пакт; "Andean Group" или "Andean Common Market") создано 26 мая 1965 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора. С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла.
Что такое Андское сообщество? Андская группа охватывает территорию в 4,8 млн. кв. км с населением 111 млн. человек; ее совокупный валовой продукт составляет 268 млрд. долларов. Высший орган - комиссия Картахенского соглашения, состоящая из послов перечисленных стран с годичным сроком полномочий, по истечении которого комиссия перемещается в очередное по алфавиту государство, входящее в пакт. Представитель этой страны является ее президентом. Комиссия обычно проводит не менее трех сессий в год, на которых она определяет основные направления сотрудничества, утверждает программы по координации таможенной политики и экономического развития.
Совет министров иностранных дел - орган политического сотрудничества - координирует выступление Андской группы на мировой арене. Консультативным органом служит Андский парламент, состоящий из депутатов законодательных собраний стран-членов. Спорные вопросы разрешает Андский суд. Для выработки рекомендаций по конкретным вопросам созданы советы: плановый, валютный, финансовый, налоговый и другие.
Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза - Боливии и Эквадору.
Цели Андского сообщества - содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к:
- выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов;
- гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией;
- установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы - Союз частных предпринимателей и Андский институт труда.
В рамках Андской группы созданы:
- Андская корпорация развития (АКР), образованная в 1968 году, выступает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия;
- Андский резервный фонд (АРФ) - распоряжается частью валютных резервов стран-членов для поддержания платежных балансов и согласования финансовой и валютной политики;
- Ассоциация телекоммуникационных комиссий - используется в целях углубления сотрудничества, содействия развитию телекоммуникационных служб в регионе.
В 1990 году была принята "Андская стратегия" , в которой были сформулированы три основные цели: развитие андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки. "Акт мира", принятый в том же году, выдвинул в качестве важнейших задач: углубление процесса интеграции андских стран; реализацию ее отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз), а также других мер, необходимых для создания Андского общего рынка.
Андский пакт снискал особую известность в истории интеграции развивающихся стран - попыткой сразу в масштабах целой группировки ограничить влияние иностранных монополий. Данная акция начала проводиться в первые годы существования союза, когда тон в нем задавали Чили (период правительства Народного единства), Боливия и Перу. Главной мерой в этом направлении послужило введение "Общего режима по отношению к иностранному капиталу, торговым маркам, патентам, лицензиям", призванного установить контроль за деятельностью ТНК. Эти меры стимулировали превращение иностранных предприятий, создаваемых после 1974 года в национальные или смешанные. При учреждении такого предприятия не менее 15% акций подлежит передаче государству, на территории которого оно находится.
Важным положением общего режима было введение ограничений на вывозимые иностранными компаниями прибыли. Ежегодно разрешалось перевозить за границу не более 14% зарегистрированной суммы прямых инвестиций. Одновременно ограничивались сферы приложения иностранного капитала: он не допускался в страхование, внутреннюю торговлю, транспорт, в средства массовой информации. С 1976 года во многих странах группировки полагалось смягчение некоторых положений общего режима в рамках Лимского протокола.
Экономический потенциал Андского пакта в 1999 году
страны |
территория, млн. кв. км |
население, млн. чел. |
ВВП, млрд. долл. |
экспорт, млрд. долл. |
импорт, млрд. долл. |
Всего |
4,8 |
111,0 |
268,0 |
44,4 |
38,3 |
Боливия |
1,1 |
8,1 |
8,3 |
1,0 |
1,8 |
Венесуэла |
1,0 |
23,7 |
102,2 |
19,9 |
14,8 |
Колумбия |
1,1 |
41,5 |
86,6 |
11,6 |
10,6 |
Перу |
1,3 |
25,2 |
51,9 |
6,1 |
8,1 |
Эквадор |
0,3 |
12,4 |
19,0 |
5,8 |
3,0 |
Другим средством борьбы за экономическую самостоятельность служат таможенные рычаги. Во внутрирегиональной торговле проводятся широкие меры по либерализации. В целом группировка добилась существенных успехов в интеграции, которые, однако, не в полной мере сказались на ее внутренних экономических связях. Доля внутрирегиональной торговли в общем товарообороте этих стран остается на уровне 10%. (Обзор подготовлен на основе исследования, выполненного ВНИКИ по заказу Министерства экономического развития РФ сотрудниками БИКИ) |