УСЛУГИ
Оценка
Экспертиза
Строительный аудит
Рецензии
Фотосъемка в суде
Стоимость услуг
  ИНФОРМАЦИЯ
Документы, договора
Справочная информация
Методики и методы оценки
Наши клиенты
Наши партнеры
Сотрудничество
Региональные представители
  ON-LINE СЕРВИСЫ
Квитанция на оплату
Форма обратной связи
Страница поиска




Бутан

Королевство Бутан (འབྲུག་ཡུལ་ | brug yul | zhuk yü | прослушать (инф.)) — государство в Азии в Гималаях, расположенное между Индией и Китаем. Столица — город Тхимпху. Самоназвание — Друк Юл или Друк Ценден — «страна дракона-громовержца».  Бутан — также историческое название сопредельной территории в Индии в штате Западная Бенгалия с центром Калимпонг. Эта территория была отторгнута англичанами от Бутана в XIX веке в результате конфликтов.  По одной из версий название «Бутан» происходит от Бху-Уттан (Bhu-Uttan), что в переводе с санскрита означает «высокогорье» или «горная страна». По другой версии, название происходит от Бхот-Ант (Bhots-ant), что означает «край (конец) Тибета» или «юг Тибета».    С запада Королевство Бутан граничит с индийским штатом Сикким (до 1975 бывшим независимым королевством), с востока — со штатом Аруначал-Прадеш, на юге — со штатом Ассам, в котором ведётся многолетняя гражданская война, на юго-западе — с Западной Бенгалией.

На национальном флаге Бутана изображён друк (белый дракон) на жёлтом и оранжевом фоне. Флаг разделён по диагонали снизу от древка, образуя два треугольника. Верхний треугольник жёлтый, нижний — оранжевый. Дракон расположен по центру и обращён от древка.  Этот флаг, с небольшими изменениями, использовался с XIX столетия. Нынешний вид приобрёл в 1969 и принят официально в 1972 году.   Изображённый на флаге дракон символизирует местное тибетское наименование Бутана — Земля Дракона. Он держит в когтях драгоценные камни, символизирующие богатство. Жёлтое поле символизирует теократическую монархию, а оранжевый — буддийскую религию.

   

Эмблема Бутана (дзонг-кэ རྒྱལ་ཡོངས་ལས་རྟགས་, Вайли rgyal-yongs las-rtags), содержит несколько элементов флага Бутана, с немногими различиями. На эмблеме много буддистской символики. Официальное описание эмблемы: «Национальная эмблема, находится в круге, составлена из двойной ваджры (алмазного удара молнии) помещенной выше лотоса, обрамленного драгоценным камнем между двумя драконами. Ваджра представляет гармонию между светской и религиозной властью. Лотос символизирует чистоту; драгоценный камень выражает верховную власть; а два дракона, мужчина и женщина, поддерживают название страны, которую они символизируют».

ИСТОРИЯ

Хотя по археологическим данным Бутан был населён ещё во II тысячелетии до нашей эры, письменных свидетельств о древних временах почти нет. История страны известна преимущественно эпизодами, по причине того, что в 1827 году сгорела крупнейшая библиотека в тогдашней столице Бутана Пунакха. Исторические события теперь уже неотделимы от легенд. Судя по всему, буддизм проник в Бутан ещё во II веке н. э. Также, король Тибета Сонгцен Гампо (627—649) по легендам построил на территории Бутана два монастыря (Кийчу Лакханг в Паро и Джамбей Лакханг в Бумтанге), которые сохранились до сих пор и являются важнейшими местами паломничества. Хроники подробно описывают несколько визитов легендарного буддийского йогина Падмасамбхавы в Бутан в VIII веке.

Позднее в Тибете стал править царь Тибета Ландарма (836—842), запретивший буддизм и жестоко преследовавший буддийских монахов. Спасаясь от преследований, многие монахи и учёные нашли прибежище в Бутане.

Бутанский буддизм Друкпа Кагью берёт начало от ламы цангпа Гьяре Еше Дорджи, основавшего на Тибете монастырь Друк («дракон») в городе Ралунг. Эта школа укрепилась на окраинах Тибета, в Ладаке и в Бутане. Большую роль в развитии бутанского буддизма сыграл также Пема Лингпа, представляющий школу Ньингма. Тибетский монах и художник Нгаванг Намгьял (Шабдрунг) (1594—1651) стал королём в 1616, он смог объединить Бутан, и организовал повсеместно строительство укреплённых крепостей (дзонгов), уступающих, разве что в обороноспособности, дворцу Потала в Лхасе. После смерти Шабдрунга Бутан погрузился в гражданскую войну, которая почти не прерывалась двести лет.

В процессе экспансии Бутан занял подходы к реке Брахмапутре в Ассаме и Бенгалии (дуары или «двери»). Во внутрибутанские конфликты активно вмешивались англичане. Отношения Бутана с Англией были сложными, с переменными периодами союзов и конфликтов. В результате Бутан утратил дуары и значительную территорию на юге (так называемый Британский Бутан в штате Ассам в современной Индии со столицей Калимпонг).  Снова объединить и укрепить Бутан смог король Угьен Вангчук, основавший в 1907 году новую династию (которая правит до сих пор). В прошлом Угьен Вангчук участвовал в совместных с англичанами операциях, а в 1910 году Первый Король новой династии заключил с Англией мир, признав сюзеренные отношения в обмен на полную автономию и невмешательство Англии во внутренние дела Бутана. С этого времени начинается период изоляции Бутана, в течение которого Бутану удалось избежать участия в двух мировых войнах.

После объявления независимости Индии в 1949 году, Бутан также стал независимым. Однако из-за изоляции Бутан не был представлен в ООН и международных организациях и ошибочно рассматривался мировым сообществом как индийский доминион. Позже Бутану пришлось бороться за вступление в ООН и доказывать свою юридическую независимость. 

Третий король новой династии Джигме Дорджи Вангчук, вступивший на трон в 1952 году, начал политику постепенной модернизации. Китайское вторжение в Тибет заставило Бутан заключить пакт с Индией по защите Бутана от китайского вторжения, и до сих пор безопасность Бутана гарантируется индийскими войсками. Джигме Дорджи ввёл торговлю[уточнить] и активизировал денежное обращение в стране. Только в 1971 году Бутан вступил в ООН.

Четвёртый король династии Джигме Сингье Вангчук вступил на трон в 1972 году и провёл ряд реформ. В Бутан стали допускаться в ограниченном количестве зарубежные журналисты и туристы. Король постарался обеспечить страну инфраструктурой (электричеством, телефонной и радиосвязью, дорогами), минимально затрагивая окружающую среду. В 1998 году король передал исполнительную власть кабинету министров, обеспечив сменяемость и ротацию высших чиновников. В 2002 году в Бутане было создано национальное телевидение (до этого телевидение было запрещено). В последние годы Бутан достиг значительных успехов[источник не указан 286 дней], благосостояние страны постепенно повышается, совершенствуется и модернизируется инфраструктура. Тем не менее Бутан крепко держится традиций.

ГЕОГРАФИЯ

Топография

На северо — западе и севере территория Бутана окаймлена большими (Восточными) Гималаями. Более 50 % земель расположено выше 3000 м, 20 % — покрыто ледниками и вечными снегами. С юга к Большим Гималаям прилегают Внутренние Гималаи — лабиринт меридиональных поперечных хребтов с широкими горными долинами, которыена юге переходят в плодородные равнины. В Бутане бывают землетрясения. С Гималаев на юг стекают порожистые и бурные реки — притоки Брахмапутры.

Бутан обладает крупными гидроэнергетическими ресурсами, а также значительными запасами полезных ископаемых — железной руды, меди, свинца, цинка, угля, мрамора и др.

Протяжённость границы с Китаем на севере и северо-западе составляет 470 км; протяжённость границы с Индией (со штатом Сикким на западе, Западной Бенгалией на юго-западе, Ассамом на юге и юго-востоке, и Аруначал-Прадеш (прежде Северо-Восточное пограничное агентство) на востоке составляет 605 км. Индийский штат Сикким (территория шириной 88 км) отделяет Бутан от Непала, а индийский штат Западная Бенгалия — от Республики Бангладеш (причём расстояние от Бутана до Бангладеш всего 60 км). Расстояние между восточной и западной границей Бутана — 300 км, между северной и южной — 170 км. Площадь государства — 46 500 км² (одна третья площади Непала). В середине 1980-х годов приблизительно 70 % территории было покрыто лесами, 10 % — круглогодичным снегом и ледниками, почти 6 % — постоянно культивировалось или занималось населёнными пунктами, 3 % — временно культивировалось и 5 % — занималось лугами и пастбищами. Остальная территория — скалистая местность, на которой невозможно культивирование сельскохозяйственных растений. Первые британцы, побывавшие в Бутане, рассказывали: «Тёмные и узкие горные долины, вершины гор, затерянные в облаках, создают пейзаж исключительной роскоши и величественности». Территория страны — одна из самых труднопроходимых горных местностей мира, высота которой меняется от 160 до 7000 м над уровнем моря. Высочайшая точка Бутана — гора Кулагангри (Kulha Gangri) высотой 7554 м (находится на севере страны на границе с Китаем). Вторая высочайшая точка — Джомолхари (Chomo Lhari) высотой 7314 м (находится у долины Чумби (Chumbi). В стране насчитывается 19 горных пиков, превышающих высоту в 7000 м. На севере бутанско-китайской границы возвышаются заснеженные гималайские пики высотой более 7500 м, на вершинах которых властвует арктический климат. Вода горных рек, образовавшаяся в результате таяния ледников, долины в этом регионе создают идеальные условия для крупного рогатого скота, разводимого редким местным населением. Чёрные Горы в центральной части Бутана образуют естественный водораздел между двумя главными речными системами страны — Мо (Mo Chhu) и Дрангме (или Манас)(Drangme Chhu). Высота горных вершин Чёрных Гор — 1500—2700 м над уровнем моря, а бурные горные реки образовали горные ущелья. Лес в центральной части Бутана — огромная ценность страны. Восточный Бутан разделён южными вершинами горной системы Донга. В западной части Бутана находятся плодородные культивируемые долины и водохранилища страны. Возвышенность Сивалик, Ю или Чёрные Горы, предгорье Гималаев, покрыта лесами, аллювиальными речными долинами и горами высотой до 1500 м над уровнем моря. Возвышенность спускается в субтропическим равнинам «дуарам». Большая часть этой равнины лежит в Индии, но она проникает внутрь Бутана на 15 км. Равнины «дуары» в Бутане состоят из 2 частей. Северная часть — пересечённая местность с сухой пористой землёй и обильной растительностью. Южная часть — плодородные земли, поросшие высокими травами и обширными джунглями. На равнине выращивается рис и другие зерновые культуры. Важнейшие коммерческие центры страны — Пхунчхолинг (Phuntsholing), Гейлегпхуг (Geylegphug) и Самдруп-Джонкхар (Samdrup Jongkhar) — находятся именно на равнинах «дуарах». Здесь обитают тигры, леопарды, слоны и другие животные.

Климат

Климат и растительность в стране зависят от высоты местности: муссонный горно — тропический и влажный во Внутренних Гималаях, холодный и высокогорный — в Больших Гималаях. В период муссонов сильные дожди вызывают наводнения и эрозию. На равнинах растут вечнозелёные и тропические леса, выше — субтропические, от 1800 до 3500м — смешанные и хвойные; далее — субальпийские (встречается национальныый цветок голубой мак), ещё выше — альпийские луга, а после 5500м — вечные снега и ледники.

Климат Бутана варьирует в зависимости от высоты местности и, как и на большей части Азии, находится под влиянием муссонов. В западной части страны из-за муссонных ветров выпадает 60—80 % всех осадков страны. Климат влажный и субтропический на южных равнинах и предгорьях, в гималайских долинах южного и центрального районов климат умеренный, на севере страны — холодный с круглогодичным снегом на гималайских вершинах. Температура зависит от высоты. Так температура в Тхимпху, находящемся на высоте 2200 м над уровнем моря в западной части страны, в июне-сентябре температура 15—26 °C, но в январе понижается до −4 °C, а иногда и до −16 °C. Центральная часть страны — зона прохладного умеренного климата. На юге страны, из-за жаркого, влажного климата круглогодичная температура составляет +15—30 °C, при этом температура летом в долинах достигает иногда +40 °C. Годовой уровень осадков зависит от района. Так в северной части Бутана в год выпадает только 40 мм осадков — в основном в виде снега. В центральном районе с умеренным климатом годовой уровень осадков составляет около 1000 мм. На юге (в зоне субтропиков) выпадает до 7800 мм в год. С декабря по февраль — сухой зимний период, длящийся до марта, когда выпадает 20 мм осадков в месяц. В августе уровень осадков достигает 650 мм. Весна в Бутане длится с марта до середины апреля. Летние дни начинаются в середине Апреля, когда редко случаются дожди. Сезон муссонных дождей с юго-запада — июль-сентябрь. Высокий уровень осадков на юге страны объясняется тем, что муссоны задерживаются Гималаями. Осень длится с конца сентября по конец октября-ноября. С ноября по март длится морозная и снежная зима (на высоте от 3000 м).

Речные системы

В Бутане четыре главные речные системы: Манас (или Дрангме), Санкош (или Пуна-Цанг), Ванг Чу (или Чинчу) и Амо. Все они берут своё начало в Гималаях, а затем, протекая в южном направлении через долины «дуары», впадают в реку Брахмапутра, которая, в свою очередь, впадает в Ганг. Самая длинная речная система в Бутане — Дрангме (или Кури), которая течёт в индийский штат Аруначал-Прадеш и имеет три притока: Дрангме, Мангде и Бумтанг. В районе долин «дуаров», где сходятся все 8 притоков этой реки, Дрангме носит название Манас. 320-километровая река Пуна-Цанг (или Санкош) часто выходит из своих берегов, как и образовавшие её реки Мо и Пхо, в которых течёт вода, образовавшаяся из гималайского снега. Они текут в южном направлении к городу Пунакха, где соединяются, образуя реку Пуна-Цанг, которая, в свою очередь, течёт на юг в индийский штат Западная Бенгалия. Многочисленные притоки реки Ванг Чу длиной 370 км берут начало в Тибете. Сама река Ванг Чу течёт на юго-восток через западную часть Бутана и в дальнейшем проходит через «дуары». Здесь она течёт в индийский штат Западная Бенгалия. Самая маленькая речная система страны — Торса, известная как Амо в северной части, также берёт начало в Тибете и течёт в Индию.

Ледники

Ледники в северном Бутане, которые занимают 10 % всей территории страны, являются важным источником воды в реках Бутана. Эти ледники содержат в себе миллионы тонн пресной воды, и во время летнего таяния, часто становятся бедствием для населения.

ЭКОНОМИКА

 Валовой национальный продукт в 1997 оценивался в 290 млн. долл. Сельское хозяйство остается главной отраслью, в которой занято 94% семей. Обрабатываемые земли, занимающие всего 3% площади страны, концентрируются в долинах Малых Гималаев, главным образом в долине Паро. Для сельской местности характерны террасированные поля малых размеров, примитивные орудия труда и потребительское направление производства. Возделываются в основном рис и кукуруза, а также пшеница, гречиха, кардамон и цитрусовые. В низкогорной зоне есть чайные плантации. В средневысотных горах, прежде всего в поясе от 2400 до 3000 м, выращивают только картофель и ячмень. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз и домашнюю птицу, а в высокогорьях – яков и дзо (гибрид яка и коровы). Денежная единица королевства Бутан. Нгултрум

Бутан обладает большими запасами древесины. Однако лесозаготовки ведутся в небольших масштабах, и древесина преимущественно используется на топливо. Основные массивы лесов находятся в Малых Гималаях и равнинной полосе дуаров.

 Промышленный сектор включает немногие отрасли. Традиционными ремеслами – выделкой металлических изделий, изготовлением тканей, плетением корзин и ковроткачеством – население занимается на дому или в мелких мастерских, пользующихся поддержкой со стороны государства. Недавно было налажено производство цемента. Имеются также деревообрабатывающие, текстильные и мыловаренные предприятия. Страна обладает богатыми минеральными ресурсами, в частности разведаны месторождения талька, вольфрамовых руд, свинца, меди, угля, гипса и слюды. Однако к их разработке приступают только в настоящее время. С 1974 Бутан открыт для посещения иностранцами, и обслуживание туристов – главный источник валютных поступлений. Другим важным источником доходов является продажа почтовых марок (с 1972). Главные статьи экспорта: древесина, кардамон, фрукты и электроэнергия, вырабатываемая на ГЭС, сданной в эксплуатацию в 1988. В восьмом пятилетнем плане (1998–2002) предусматривается выделение 450 млн. долл. на сооружение трех крупных электростанций. Практически весь экспорт ориентирован на Индию. Торговлю сдерживают транспортные трудности. До 1960-х годов грузы между Бутаном и Индией перевозились мулами по горной грунтовой тропе шириной всего 1,2 м с досчатыми мостами, переброшенными через реки и бурные ручьи. Торговые отношения Бутана с Тибетом прервались в 1959. Основные статьи импорта – нефть и нефтепродукты, автомашины и рис. Национальная денежная единица – нгултрум, обмениваемый по курсу один к одному на индийские рупии (последние в Бутане тоже имеют хождение). В одном нгултруме содержится 100 четрумов.

 Пятилетние планы хозяйственного и социального развития, финансируемые в основном Индией, определяют экономический курс страны. Важным элементом программы развития является строительство асфальтированных дорог. Особое значение имеет автомагистраль от Пхунчхолинга (на границе с Индией) до Паро. В результате продолжительность поездок по всей трассе сократилась с 6 дней, когда они совершались на мулах, до 5 часов автобусом. В 1968 было проложено ответвление от этой дороги на Тхимпху. В 1965 открылось движение по двум шоссе: Паро – Ташиганг (480 км) и Ташиганг – граница с индийским штатом Ассам (160 км). Общая протяженность автодорог составила 2700 км (1993). Сообщение с внешним миром упрочилось в середине 1980-х годов, когда при официальном содействии Индии был введен в эксплуатацию аэропорт в Паро и образована компания «Друк Эр» с участием на контрактной основе «Бритиш Аэроспейс».

 Бутан остается в сильной зависимости от зарубежной помощи. Она предоставляется в первую очередь Индией, но в восьмом пятилетнем плане 47% всех расходов намечено покрыть за счет поступления средств из других внешних источников. В январе 1998 на развитие Бутана странами-донорами и международными организациями было выделено примерно 450 млн. долл..

ПОЛИТИКА

Государственное устройство

С середины 16 в. по 1907 власть в этой буддийской стране делилась между дхарма – духовным лидером нации, который считался живым воплощением Будды, и дебу, выбиравшимся для ведения гражданских дел. Постепенно реальная власть оказалась в руках сильных феодалов-военачальников, управлявших провинциями. В 1907 самый влиятельный из них был провозглашен первым светским наследственным монархом. При нем утратили влияние местные вожди, уменьшилась численность и понизился авторитет буддийского клира. В период правления первого короля в 1933 скончался дхарма, и этот пост был упразднен.

 С отходом от прежней полутеократической системы новая династия упрочила свое положение. В 1952 Друк Джиалпо («король-дракон») Джигме Дорджи Вангчук унаследовал трон и правил до своей смерти в 1972. Преемником стал его сын Джигме Сингай Вангчук. В руководстве страной ему помогает созданная в 1953 Национальная ассамблея (Цонгду), которая в 1961 получила номинальное право смещать и выбирать короля. Из 151 члена 35 представляют правительство и официально назначаются королем, 10 – выбирает объединение буддийских монахов, а остальные представлены деревенскими старостами из всех районов страны, избираемыми на трехлетний срок. Несколько селений образуют один округ, посылающий своего представителя в Цонгду. В деревне старосту избирают семьи, каждая из которых обладает одним голосом. Король стоит над правительством и судебными инстанциями. Королевский консультативный совет при короле и правительстве состоит из 9 человек (6 из них избираются представителями народа, 2 – монахами и один назначается королем). Срок полномочий совета 5 лет. Политические партии и профсоюзы запрещены. Конституция в письменном виде отсутствует. В последние годы английский язык стал доминировать в сферах управления и образования, хотя еще в конце 1980-х годов король развернул кампанию за «сохранение культурного наследия», чтобы поднять значение дзонг-кэ.

Бутан – абсолютная монархия, но власть разделена между королем (с Королевским консультативным советом), кабинетом министров, Национальной ассамблеей и джекемпо (главный священнослужитель). Недавно король решил выявлять отношение к своей политике через периодически проводимые вотумы доверия. В июле 1998 монарх своим декретом распустил назначенное им правительство и предложил Национальной ассамблее выбрать 6 сановников, которые составят кабинет министров. Король по-прежнему возглавляет государство, но функции премьер-министра будут поочередно выполнять министры. Выборы членов кабинета министров Национальной ассамблеей могут означать его коллективную ответственность перед ней и стать важным шагом на пути конституционных реформ.

 Переход Бутана от абсолютной монархии к конституционной был инициирован королем Джигме Сингье Вангчуком в 2005 и завершился всенародным избранием депутатов парламента, которые получили широкие полномочия по формированию правительства.

 6 ноября 2008 в Бутане был коронован 28-летний Джигме Кхесар Намгьял Вангчук, выпускник Оксфордского университета, фактически правящий страной с 2006.

 Отношения между Индией и Бутаном и внешнюю политику Бутана контролирует индийский политический эмиссар. С 1984 Бутан вовлечен в пограничный спор с Китаем.

 В 1971 Бутан при поддержке Индии был принят в члены ООН. Вскоре после этого была одобрена Программа развития ООН, предусматривавшая создание первой неиндийской миссии по оказанию помощи Бутану. С 1980-х годов стране стали оказывать помощь МВФ и Всемирный банк. В 1990-е годы были организованы дипломатические миссии Бутана при ООН в Нью-Йорке и Женеве, открылись посольства в Нью-Дели (Индия) и Дакке (Бангладеш) и консульство в Кувейте, а также установлены дипломатические отношения с 26 государствами.  Российского посольства и вообще российских учреждений в Бутане нет.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Вооружённые силы Бутана состоят из Королевской Бутанской армии, Королевских телохранителей, ополчения и Королевской Бутанской полиции. Так как Бутан не имеет выхода к морю, то у него нет военно-морского флота. Отсутствуют у Бутана и ВВС, хотя Королевская Бутанская армия и имеет небольшие авиационные подразделения, которые не предназначены для боя и выполняют лишь транспортные функции. За подготовку войск, снабжение и ПВО Бутана несёт ответственность Индия.

Королевская Бутанская армия (КБА) — это часть Вооружённых сил Бутана, отвечающая (согласно ст.27 Конституции Бутана) за поддержание территориальной целостности страны и защиту государственного суверенитета в случае внешних угроз. Главнокомандующим КБА является Король Бутана  Принято (хотя и не является обязательным), чтобы в армии служил один сын из каждой бутанской семьи. В случае необходимости может собираться народное ополчение.

Королевская Бутанская полиция (КБП) является независимым подразделением Королевской Бутанской армии, отвечающим за поддержание законности и правопорядка и профилактику преступности. Начальником полиции является Макси Гом (полковник) Кипчу Намгьел.  Королевские телохранители Бутана — независимое подразделение Королевской Бутанской армии, отвечающее за охрану короля и членов его семьи; наиболее подготовленное и лучше всего вооружённое подразделение армии. Численность — более тысячи человек.

Свой высокий уровень подготовленности Королевские телохранители доказали в 2003 году во время разгрома лагерей ассамских сепаратистов. Телохранители шли в первых рядах атакующих, но не понесли никаких потерь; не пострадал и лично участвовавший в боях король Джигме Сингье Вангчук.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ

1. Бумтанг
2. Чукха
3. Дагана
4. Гаса
5. Хаа
6. Лхунце
7. Монгар
8. Паро
9. Пемагацел
10. Пунакха
11. Самдруп-Джонгхар
12. Самце
13. Сарпанг
14. Тхимпху
15. Трашиганг
16. Трашиянгце
17. Тонгса
18. Циранг
20. Вангди-Пходранг
21. Жемганг
Бутан разделён на четыре дзонгдэя (англ. dzongdey), в состав которых входят 20 дзонгхагов (дзонг-кэ རྫོ་ཁག། ,англ. dzongkhag). Каждый дзонгхаг, в свою очередь, делится на гевоги (англ. gewog), которые иногда объединены в дунгхаги (англ. dungkhag).

Население

По данным последней переписи, предпринятой в 2005, население Бутана составляло 672 425 человек. В то же время, вопрос о численности населения страны весьма спорен, так как данные правительственной переписи кардинально расходятся с оценками ООН и ЦРУ, считающими, что в стране проживает как минимум в три раза больше людей. Впрочем, ни ООН, ни ЦРУ не могут предоставить описание методологии оценки численности населения в королевстве. На официальном Портале правительства Бутана приведена информация 2004 года, по которой население Бутана составляло 752 700 человек. По оценкам международных организаций плотность населения составляет 45 человек на кв.км. Если рассчитать плотность согласно официальной статистике, получится, что на каждый квадратный километр приходится примерно 14 жителей. Такой расчет автоматически поставит страну по плотности населения на один уровень с Аргентиной или Суданом (в районе 195 места). Рост населения — 2,11 % в год. Согласно официальной переписи, население страны скорее убывает, нежели увеличивается.

Городское население — 21 %, сельское население — 79 %. Средняя продолжительность жизни мужчин — 66 лет, женщин — 66,2 года.

Бхотия — основная этническая группа Бутана, составляющая половину населения. 35 % составляют непальцы. Около 15 % составляют Шарчопхи, проживающие в юго-восточной части страны.

Друкпа — это скотоводы, живущие на высоте от 3500 м. Друкпа пасут стада яков и обменивают ячье молоко, сыр, шерсть и мясо на товары, производимые в средней полосе.

В Бутане сосредоточено также незначительное число тибетских беженцев. На сегодняшний день их количество оценивается как 1 250 человек.

Язык

Всего насчитывается 25 языков Бутана. Официальным языком в стране является дзонг-кэ. Бхотия говорят на различных тибетских диалектах, непальцы — соответственно на непальских диалектах. На западе страны превалирует язык дзонг-кэ, на востоке — множество восточно-бутанских языков, по поводу которых не существует чёткой классификации, основные из них — Цхангла, Дзала-кха, Кхенг-кха, Бумтанг-кха.

Кроме того насчитывается около 10 языков, на которых говорят различные иммигрантские группы в Бутане. Из них наиболее представлен ассамский язык — на нём говорят около 109 тысяч иммигрантов. В число остальных входят: ади (2 100), бантава (19 200), восточный магар (21 300), восточный таманг, хинди (31 900), лимбу (63 500), сантали (13 600), шерпа (4 200), западный гурунг (43 300).

Религия

Школа Друкпа Кагью тибетского буддизма охватывает 70 % населения страны, как официальная религия. В Бутане также распространена буддийская школа Ньингма и религия Бон, преимущественно в восточной части страны. На юге страны распространён индуизм (25 % населения), 5 % бутанцев исповедуют ислам.

Этнические нгалопы, потомки тибетских иммигрантов, составляют большинство населения западной и центральной частей страны и в основном следуют школе Друкпа Кагью, следуя линии передачи от Пемы Карпо и Шабдрунга. Школа Ньингма более распространена в восточном и центральном Бутане, её представляет в первую очередь Пема Лингпа.  Этнические шарчопы, возможные потомки первоначального населения Бутана, живут на востоке. Некоторые шарчопы практикуют буддизм, объединённый с элементами традиции бон, в то время как остальные практикуют анимизм и индуизм.

Правительство поддерживает монастыри обеих традиций буддизма — и Друкпа Кагью, и Нингма. Царский род Бутана практикует сочетание этих двух течений, и многие жители страны верят в концепцию «Каньин-Шунгдрел», что значит «Кагью и Нингма одно и то же». Глубоко почитается Падмасамбхава.  Индусы, живущие в основном на юге Бутана, исповедуют шиваизм, вишнуизм, шактизм, ганапати и другие течения. Индуистские храмы существуют в Тхимпху и южных районах страны.

Бон, анимистическая и шаманистская система верований, вращается вокруг культа природы и предшествовала буддизму. Хотя жрецы религии бон часто участвуют в буддийских праздниках и даже включают в них ритуалы своей традиции, тем не менее очень мало жителей полностью придерживаются этой религиозной системы. Наиболее распространён бон в восточном Бутане.  Христиане присутствуют на всей территории Бутана, но в очень малом числе. Христианские семьи и отдельные верующие проводят свои обряды дома. Христианских миссионеров в стране нет.  Мусульмане имеют очень маленькую численность в Бутане.

КУЛЬТУРА

Современная культура Бутана уходит своими корнями в древность. Окружённый Гималаями, он благодаря своей географической изолированности был защищён от внешних культурных влияний. Эта малонаселенная страна, граничащая с Индией на юге и Китаем на севере, долго придерживалась политики полной изоляции, как культурной, так и экономической, с целью сохранить свое культурное наследие и независимость. Только в последних десятилетиях XX века иностранцам разрешено было посещать страну, и только в ограниченном количестве. Таким образом Бутан сумел хорошо сохранить многие стороны своей культуры.

Искусство

Искусство Бутана схоже с тибетским искусством. Оба базируются на тибетском буддизме, с его пантеоном различных божественных существ.

Главные направления буддизма в Бутане — это Друкпа Кагью и Ньингма. Первое является ветвью школы Кагью и известно картинами, запечатлевшими поколения буддийских учителей и 70-ти Дже Кхенпо. Направление Ньингма известно изображениями Падмасамбхавы, который связывается с введением буддизма в Бутане в VII веке. Согласно легенде Падмасамбхава спрятал священные сокровища, чтобы будущие мастера буддизма нашли их. Искатели сокровищ (тертоны) часто встречаются в качестве героев искусства Ньингмы.

Каждому божественному существу отведены особые формы, цвета, а также предметы, служащие в качестве опознавательных знаков этих существ: лотос, раковина, молния, чаша для милостыни. Все эти священные изображения сделаны согласно строгим канонам, остававшимися неизменными целые столетия.

Искусство Бутана особенно богато на бронзовые изделия разных видов, которые известны под общим названием Кхам-со («сделанные в Каме»), даже если они созданы в самом Бутане, потому что техника их изготовления изначально привнесена сюда из восточной части Тибета под названием Кам. Настенная живопись и скульптура в этом регионе отражают главные и нестареющие принципы данных видов буддийского искусства. Хотя их внимание к деталям идёт от тибетских образцов, истоки их могут быть определены без сомнения, несмотря на богато вышитые одеяния и яркие украшения, которыми щедро покрыты эти фигуры. В причудливом мире демонов художники, вероятно, имели больше свободы в действиях, нежели при создании изображений божественных существ.

Ткацкое мастерство

Ткацкое мастерство развито на востоке Бутана, в горных деревеньках. Побывав там, можно встретить женщин, которые сидят прямо на открытом воздухе, поют и ткут замечательные и яркие полотна. Это ремесло передается по наследству. Считается, что самые лучшие ткачихи - в районах Лхеунтсе, Кури Гху и Радхи восточного Бутана. Бывает несколько видов полотен. Ткачихи вырабатывают их из шелка-сырца, шелка на хлопке и из полностью шелковых нитей. Нитки и пряжу красят натуральными красками и высушивают за неделю до превращения их в традиционные костюмы Гхо и Кира. Это непременные национальные предметы одежды королевства длиной до пола. Кира, женское одеяние, шьется из трех полотен, которые образуют большой прямоугольник. Он драпируется и складывается вокруг женского тела и закрепляется на талии специальным ремнем, называемым "кера".
 Полный процесс выработки этих изделий занимает от 6 месяцев до года. Поэтому стоимость этих изделий получается очень высокой. Зачастую они являются частью семейного бюджета и даже используются в натуральном обмене.

Одежда

Все граждане Бутана обязаны соблюдать национальный дресс-код, известный как Дриглам Намжа, пока находятся на публике в светлое время суток. Требования в некоторых округах (дзонгхагах) являются более строгими, чем в остальных. Мужчины носят гхо, или тяжёлый халат длиной до колен, который подпоясывают. Женщины носят красочные блузки, поверх которых надевают большой прямоугольный кусок ткани, называемый кира. Поверх кира может носиться короткий шелковый жакет, или тего. Повседневные гхо и кира делаются из хлопка или шерсти, в зависимости от времени года, и украшаются простыми узорами в виде полос и клеток. В специальных случаях и по праздникам могут носиться ярко окрашенные шёлковые кира и — гораздо реже — гхо. Дополнительные ограничения возникают при посещении дзонга или храма, а также при визите к высокопоставленному чиновнику. Мужчины из простых слоёв населения носят белый шарф (кабни), свисающий с левого плеча до правого бедра. Цвет кабни, носимого также и другими представителями мужского населения Бутана, вообще зависит от ранга носителя. Женщины носят раху, или узкие вышитые куски ткани, переброшенные через левое плечо. Этот дресс-код встречает некоторое сопротивление со стороны этнических непальцев, живущих вдоль границы с Индией и не желающих носить одежду другой культуры.

Кухня

В основе бутанской кухни — рис, овощи, и много острого перца (с недавнего времени — кукуруза). В холодное время года бутанская кухня в большей степени переориентируется на мясо. Домашний сыр с плесенью. Среди популярных местных напитков стоит отметить маслянистый чай Черингма, чай, рисовое пиво, и домашние настойки (ара), напоминающие иногда рисовую водку, а иногда виски.

Если вам посчастливилось попасть в удивительный Бутан – будьте готовы перестроить не только ваши мысли, но и... систему питания. В Бутане надо привыкнуть к острой пище, основу которой составляют острый перец Чили, специальный красный рис (похож на коричневый по текстуре, но с ореховым вкусом, это единственный сорт риса, который растёт на больших высотах), гречиха и кукуруза. В горах к основным продуктам добавляют курятину, мясо яка, сушёную говядину и свинину.

Рис используется во всевозможных комбинациях с овощами,  разнообразными соусами, шафраном, маслом или кусочками овощей. Его варят, жарят, готовят плов, измельчают в муку и используют в супах и гарнирах. В высокогорных районах рис повсеместно заменяется пшеницей, из которой делают различные каши или простые блюда с овощами и животным жиром, а также вареным и печеным картофелем.

Стоит попробовать национальное бутанское блюдо «ема-датсе» (тушёные в масле со специями стручки жгучего перца в сырном соусе), «кева-датсе» (смесь картофеля, сыра и перца чили) и «шаму-датсе» (запечённые с сыром и перцем чили грибы). Местные жители говорят, что, если вы не пробовали «ема-датсе» - вы так и не увидели Бутан.

Мясные продукты в Бутане – это отдельная тема. Религия не позволяет жителям убивать живых существ ради пропитания, поэтому они выходят из положения самыми хитрыми способами, либо используя мясо умерших или забитых особым образом животных и птиц (специальная лицензия на это выдается живущим в Бутане индусам), либо импортируя из других стран. Из мясных блюд стоит попробовать клёцки «момос», свинину «финг» с бобами и перцем, тушёную свинину со специями и редькой «пхакша-па», тушёную с грибами и рисом говядину «тшоем», пряную свинину с картофелем «кева-пхагша», жареное с овощами мясо птицы «джаша-мару» и отварные свиные ножки с зеленью «кангчу-мару».

В Бутане распространены разнообразные молочные продукты. К самым популярным видам сыра относят «датсе» (сыр из коровьего молока) и очень специфический сорт из молока яков, который нарезают маленькими кусочками и высушивают, получая  твердую массу, хорошо хранящуюся много месяцев. К столу всегда подаются различные овощи и тонкие лепешки из рисовой, кукурузной или пшеничной муки грубого помола.

Национальный напиток Бутана – «суза» или «соуза» (бутанский чай с маслом). Также повсеместно пьют черный и зеленый чай, добавляя в него масло, соль и перец. Из алкогольных напитков обычно употребляют местный самогон «ара», пшеничное пиво «чанг» (пьют теплым) или «чанги» (употребляют охлажденным).

Помимо того, что блюда Бутана имеют свой неповторимый и изысканный вкус, они еще  отличаются оригинальным оформлением. Повара Бутана очень хорошо готовят, а для туристов стараются особенно и рады угостить иностранцев фирменными блюдами национальной кухни.

Праздники

Праздников в Бутане очень много, в том числе религиозные фестивали, их количество из года в год меняется, также как и даты проведения.   Буддийские фестивали проводятся согласно рекомендациям местных астрологов.
Самым ярким фестивалем в Бутане считается "тсечу", он проводится в монастырях один раз в год, обычно весной или осенью. Фестиваль сопровождается танцами и театрализованными представлениями.

7-й день 11-го месяца по тибетскому календарю) — Зимнее Солнцестояние (дзонг-кэ ཉིན་ལོང་ Вайли nyin-long; ‘возвращение солнца)
1-й день 12-го месяца (5 января 2011) — Традиционный день жертвоприношения (дзонг-кэ: buelwa phuewi nyim)
1-й день 1-го месяца (3—4 февраля 2011) — Лосар
21—23 февраля — День рождения 5-го короля Бутана
10-й день 4-го месяца (12 мая 2011) — Фестиваль Шабдрунга (Shabdrung Kurchoe)
15 июня — День вхождения в Нирвану Будды
10 июля— День рождения Гуру Ринпоче
3 августа — Первая проповедь Будды
8 августа — День независимости
23 сентября — День Благословенного дождя (дзонг-кэ: thruebab)
2 октября — Тхимпху-друбчен (фестиваль города Тхимпху)
6 октября— Дашайн
1 ноября — Коронация короля Бутана
11 ноября — День рождения 4-го короля Бутана
22-й день 9-го месяца (17 ноября 2011) — Нисхождение Будды (тиб. ལྷ་བབ་དུས་ཆེན, Вайли Lha-bab Dus-chen)
17 декабря — Национальный день Бутана

ФЕСТИВАЛИ «ЦЕЧУ»

Наиболее яркими и важными событиями в культурной жизни Бутана можно назвать ежегодные религиозные фестивали, под общим названием «цечу» (буквальный перевод «десять дней»). Фестивали «цечу» проводятся в крупных монастырях Королевства Бутан в десятый день каждого месяца в соответствии с тибетским лунным календарём. Месяцы отсчитываются от праздника Лосар  - тибетского нового года.

История появления фестивалей такова: вплоть до VIII века н.э. во всём тибетском регионе исповедовали религию бон, буддизм и ламаизм. Во время правления тибетского царя Лангдармы (836-842 гг.) буддизм подвергся гонениям. Буддийские монахи вынуждены были найти убежище по другую сторону Гималаев, где и находился Бутан.  Великий учитель буддизма Гуру Римпоче (также известный как Падмасамбхава) во время своего очередного визита в Бутан узнал о тяжёлой болезни короля Синду Раджа,  находившегося в Бумтанге, и вызвался помочь ему. Падмасамбхава исполнил несколько танцев перед королем и прочел специальные молитвы. Вскоре король пошёл на поправку. В благодарность Гуру Римпоче Синду Раджа провозгласил буддизм национальной религией Бутана. Религиозные танцы, во время которых бутанцы наряжаются в замысловатые костюмы, получили название «цам»,  и стали  исполняться только на территории Бутана.

Интересная деталь - во время проведения религиозных фестивалей бутанцы на рассвете разворачивают священный  тондрел (или танку) - огромный гобелен, на котором изображен сидящий Гуру Ринпоче в его восьми воплощениях. С наступлением утра тондрел убирают.

Наиболее яркие и масштабные «цечу» проводятся в столице Тхимпху, а также в Пунакхе, зимней резиденции Верховного Ламы. В феврале - марте путешественники со всего мира устремляются в Королевство Бутан на красочные праздники Пунакха Цечу.  Основное празднование разворачивается в монастыре Пунакха Дзонг – «Дворце Великого Счастья», расположенного на высоте 1200 метров над уровнем моря в долине, где сходятся две главные реки Бутана - Пхо Чу и Мо Чу.

Образование

Образование по типу западного стал вводить Первый король Бутана Угьен Вангчук (1907-26). До 1950 года существовали только две светских школы в Хаа и в Бумтанге, в основном образованием заведовали буддийские монастыри. После 1950 стали появляться светские школы как в частном порядке, так и спонсируемые государством. На конец пятидесятых годов насчитывалось 29 начальных государственных школ и тридцать частных, в которых училось 2500 детей. Среднее образование можно было получить только в Индии.

В настоящее время базовое обучение определяется как 10 лет, а полное обучение занимает 13 лет: год подготовительного класса (PP), 6 лет начальной школы (PS), 2 года средней школы младшего уровня (LSS) и 2 года средней школы среднего уровня (MSS) и 2 года в средней школе старшего уровня (HSS). Начало обучения — в шесть лет. После 8, 10 и 12 класса сдаются экзамены. Статистика показывает, что 87 % окончивших начальную школу идут дальше учиться в среднюю. 95 % поступивших в среднюю школы её заканчивает, получив базовое образование. 40 % учеников, показавших высокую успеваемость, попадают в старшую среднюю школу, ещё 25 % продолжают обучение в частной старшей средней школе. После окончания старшей школы ученики, показавшие лучшую успеваемость, продолжают учиться за границей.

Школьное образование бесплатно. Однако родители несут небольшие расходы по благоустройству школы, покупке формы, проезду. Иногда родители вынуждены забирать детей из школы по экономическим соображениям.

По состоянию на 2008 год (согласно официальной странице Министерства образования Бутана) в Бутане имеется:
266 общественных начальных школ (CPS)
94 начальных школы (PS)
91 средняя школа младшего уровня (LSS)
45 средних школ среднего уровня (MSS)
32 средних школы старшего уровня (HSS).

Помимо этого существуют приватные школы, которые обязаны соответствовать требованиям министерства образования. Всего в стране более 500 школ. На 2004 год начальное образование получают 84,3 % детей, в этом году в школах училось 136 000 человек, охват школами при этом постоянно растёт. На одного учителя приходится в среднем 31 ученик.

Архитектура

Наиболее распространённым видом сооружений является дзонг. Дзонг — укреплённая крепость, в которой обычно размещается также администрация и буддийский монастырь, архитектура дзонгов присуща Тибету, Бутану и прилегающим к Тибету буддийским территориям.  Дзонги сочетают массивные стены, башни, вереницу внутренних дворов, храмы, административные здания, жильё для монахов. Обычно дзонги расположены в горах, защищённые скалами. Редко дзонги можно увидеть за пределами Гималаев, например, архитектура университетского городка в Эль-Пасо. Дзонги используются как военные укрепления, монастыри, университеты, центры управления и культурные центры. В дзонгах проводятся ежегодные религиозные праздники цечу.

СМИ

До 2006 года в стране издавалась единственная правительственная газета — Kuensel. Куенсел выходит с периодичностью два раза в неделю на трех официальных языках: дзонг-кэ, английском и непали. В апреле 2006 государство разрешило издать первую частную газету в стране Bhutan Times. 30 октября 2008 года выпущена первая в стране ежедневная газета — Bhutan Today.

В 1973 году на короткий волнах начала радиовещание Бутанская вещательная служба (Bhutan Broadcasting Service). В столице вещание ведется на FM-частотах. Бутан оказался последней на планете страной, начавшей телевещание (это произошло только в 1999 году). Вскоре после этого в стране появилось и кабельное телевидение (как часть королевской программы модернизации), до этого бутанцы довольствовались частными видеозалами.

В Бутане 109 почтовых отделений, около 15000 интернет-пользователей, 33729 телефонных абонентов (официальные данные 2003 года) и 23000 абонентов мобильной связи.

Спорт

Стрельба из лука

Стрельба из лука - самый любимый вид спорта бутанцев. Каждая деревня имеет собственное поле для стрельбы из лука. Никакое празднество или фестиваль не обходится без соревнования по стрельбе из лука. Расстояние до мишеней - около 120 метров. Мишени вырезаются из дерева и ярко раскрашиваются.
 Главное соревнование происходит раз в год, во время празднования бутанского Нового года, Лосара. Волнение перед турниром начинается накануне соревнования. Команды даже нанимают астрологов, чтобы сделать отбор участников и наслать на противника заклинания. По старой традиции, перед соревнованием команды ночуют в лесу или амбаре. Место и время также зависят от исхода расчетов астрологов. Считается, что участнику соревнования ночь перед состязанием лучше не проводить со своей женой, чтобы общая концентрация была на уровне. Само соревнование начинается с инициации и традиционного завтрака. С самого раннего утра в изобилии крепкие алкогольные напитки. В конце дня, когда алкоголь уже дает полный эффект, охрипшие участники громко шепчут своим противникам непристойности и танцуют отвлекающие внимание танцы перед мишенями. Женщины из каждой деревни поддерживают свою команду пением, и высмеивают команду противника.

Интересные факты

С 17 декабря 2004 года в Бутане введен полный запрет на продажу и употребление табака. Сигареты нельзя ввозить в пределы страны. В 18 из 20 районов Бутана этот запрет действовал и раньше. Штраф за курение составляет €175. Кроме того, введен налог в 100 %, которым будет облагаться все табачные изделия, ввозимые в Бутан его гражданами для личного употребления. На иностранных туристов, дипломатов и сотрудников неправительственных организаций запрет не распространяется. Но предусмотрено суровое наказание иностранцев, которые будут продавать табак местным жителям. Запрет на курение в общественных местах впервые был введен ещё в середине XVII века основателем современного государства.

 

E-mail
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
 ВАШ ЗАКАЗ

еще ничего не заказано



 КОНТАКТЫ
 
ОТДЕЛ ОЦЕНКИ
тел.: (495) 766-06-78 
ОТДЕЛ ЭКСПЕРТИЗЫ
8 916 334-36-49
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
ocenka@ceae.ru
 
Отдел регионального развития
тел.: (916) 912-39-68
СЕТЬ ФИЛИАЛОВ
По Всей РФ 
Мы всегда рады предложить Вам свои услуги в любом уголке нашей страны!
 

 

 




 

© 2008-2021 Републикация материалов сайта без прямой активной ссылки запрещена!

Яндекс цитирования